Dixi

Архив



Маргарита ПАЛЬШИНА (г.Москва)

Пальшина 

К музе
 
Как ты и где?
У меня все тот же февраль. Слишком медленный и густой снег.
Время проталкивается к весне, как сквозь толпу к выходу из метро.
Холодно, грустно и форточки настежь в квартире.
А вчера погас последний фонарь, тот, что в конце улицы.
Под окном не горит уж давно.
Чинить фонари они не торопятся.
Я смотрела в темноту, и мне показалось…
 
Ты всегда возвращаешься по первым осенним листьям или уже в феврале.
А уходишь в мае, когда отцветают каштаны.
Помнишь, в детстве мы даже не расставались?
Сколько игр мы придумали вместе!
Жаль, я писать не умела, киностудии детских фильмов оценили бы наши сценарии.
В летнем лесу голоса птиц сливались
в симфонию, но мы знали
по именам всех исполнителей. На рояле
я тоже не научилась играть.
И в школу живописи провалила экзамен.
Вот, рисую теперь словами.
Плохо, конечно, но что имею, то и храню.
Я тебя жду.
Ты где-то бродишь. Ожиданием пытка.
Я истончаюсь от времени, как твоя старая фланелевая рубашка.
Растекаюсь вином и маслом или как акварельные краски исчезаю с листа.
Немота.
И лишь в молчании замечаю, сколько ненужных слов произносят люди.
 
Без тебя первое лето было оранжевым и зеленым, шумным, никчемным.
Кто-то, наверно, Лолиту писал, но промахнулся на век. Опоздал. Ничего, позабудет.
Ты вернулась ко мне стихами. С перегидрольной челкой и угольными бровями. Повзрослевшей и очень усталой. Ты отражала меня в зеркалах.
Лишь вчера мне приснилось, как зеркальную пленку рвала руками
и ломала стекло в ладонях. Больно!
И лицо у тебя снова другое. Мужское.
Ты теперь ненавидишь тех, кто хранит
мои фотографии, тех, кто в доме моем создает уют и берет меня за руку.
И не бреешься, чтоб отучить меня плакать. Соль на раскаленной коже шипит.
Ты говоришь: нужно вытравить всю красивость, прозой заменить стих.
Ржаво и остро.
Как пожелаешь. Я все смогу.
 
Помнишь, осенью шли золотые дожди?
Фонари горели еще, я тебе верила и считала звезды…
Интересно, уходя к нему в женском обличье, ты ноги тоже не бреешь?
У него горят плечи, зато много слов в октябре. У меня же – молчанье.
Лица в окне убегающего трамвая, кажется, что среди них можешь быть ты.
Страшно не то, что уходишь, а то, что к другим.
Страшно то, что поишь их мною, и в полумраке комнат чужих
вы говорите опять обо мне.
Страшно то, что вернешься, и снова мне придется угадывать ноту фальшивую
в голосе судеб, придуманных мною.
Знаешь, сегодня я дверь не закрою.
Ты возвращайся, хотя бы во сне.
Чистый блокнот положу в изголовье.
 
 
Солнечная дорога
 
Видишь облако странной формы?
Говорят, мы сделаны из земли,
кости – камни, дыхание – ветер,
реки – кровь, облака – мечты.
Нам вослед поют «Sky is over»,
но я думаю о тебе
Это слитое и живое…
мне на буквы не разделить
Я немного завидую солнцу:
оно гладит тебя по щеке
Мы идем по тропинке в лето,
А часы, как птенцы, голодны
Мы потом их собой накормим,
а пока не оглядывайся, не отнимай руки.
 
Нет, тропинка не оборвется.
Далеко. Нам хватит идти.
 
Дьяволиада
 
Жарко в Аду поутру. Плюс сорок.
Дымно, как в то восемьсот шестьдесят третье лето в Москве.
Дьявол сидит за столом, разбирает почту. Писем – тысячи, сплошь графоманские штампы:
дай мне славы и денег, власти, любви, подвигов и дорог, и свершений…
Удалить бы их разом: грязь – из дома, порок – за порог!
Лишь один человек в этот час на Земле разделяет его тошноту
– главред из «ЭКСМО».
Дьявол пьёт чай с лимоном, прикладывает лёд ко лбу.
И с похмелья чувствует себя почти смертным.
 
«Я поняла,
– прорывается, – двух одинаковых облаков не бывает,
небо каждый день их меняет,
между землёй и небом посредником служит дождь,
в дождь всегда происходит важное что-то, оно может быть маленьким,
но нужно уметь разглядеть, а фиалки свой аромат льют-источают
только после дождя. Мы – туристы на этой планете.
Если продлишь мою жизнь хотя б на год…»
 
Неформат, – думает Дьявол, – не по адресу. И зачем мне ещё одна чья-то душа?
Вас у меня уже столько, что скоро придётся листовками раздавать.
Но от вида их даже бомжи шарахнутся. А копить не могу – инфляция.
Почему вы не пишете Ангелам? – думает он. – Они же в своём Раю от безделья и скуки маются.
Бог бы всех разослал по служебным командировкам – исполнять желания.
Он давно уже в тайне мечтает: не смотреть в их унылые лица хотя бы день.
В век торговли люди вдруг позабыли, что нужно молиться.
Верят лишь в гарантированный обмен. Удел Ангелов – не у дел.
 
А я теперь должен за всех отдуваться...
Но что я могу для вас сделать? Я – стар, у меня болит голова и кривое колено ноет.
И почти не видят глаза: я под лупой читаю письма.
А на фондовой бирже Ада то четверг, то вторник чернеет.
Неликвидная ваша душа!
 
Вот ещё один пишет: «Если она вернётся…»
Знаешь что? Позвони-ка ей сам. И скажи, что декабрь на дворе, но небо цвета апреля.
Ты звонишь – просто так, поделиться. Вы боитесь, что жизнь кружится, и что тот, кто уходит, ни разу не обернётся.
Душу сдаёте в наём, как квартиру, в которой давно никто не живёт.
Но душа-то всегда остаётся,
если дверь не закрыть на засов.
Господи, как вы мне все надоели!
Ад переполнен, на моих буровых – безработица: три часа в рабочей неделе
– вагонетки с углём разрывают на части...
Может, научитесь, наконец, понимать друг друга без посредников и без слов,
без гарантий на счастье?
 
 
 
ДЕТИ СОЛНЦА: разговор теней
 
Величие определяется не мастерством шедевров,
а печатью трагедии мастера на них…
 
– Как страшно увидать Судьбу в глазах другого!
Еще страшнее, когда все предрешено…
 
– Мой бедный Лелиан! Ты ждал меня, взывая к «тени друга дорогого»*
из духоты мещанского гнезда… И я пришел!
Сказать, что вместо «Доброй песни» «любовь придумать заново» дано...
 
– Лишь нам двоим?
Мне ненавистен облик мой монгола,
Но видел я другим себя в твоих глазах …
Ребенка, друга верного, любовника, мужчины?
 
– Я – существо без пола. Во мне – все вы:
и женщины, и старики, и дети, – полощетесь на дне моей души.
Но я – никто, мне места нет нигде.
Я ядом иссушаю сердце, чтобы огонь исторгнуть изнутри.
 
– И «зла цветы» неслышно прорастают на вверенной тебе земле.
Ты – Падший Ангел! Но не уходи…
 
– Тогда от нежности ты отречешься и тенью станешь на моей стене…
И пусть на перекрестке ночи сойдутся две грозы,
чтобы разрушить красивость лжи
и сделать небеса чуть ближе для тех, кто нас увидит после лишь во сне.
Я знаю, ЧТО сказать, ты знаешь КАК.
Я красил гласные, ты музыку искал в словах.
Еще абсента, друг? И вдохновенье
Хароном лодку поведет сквозь доков лондонских разврат и смрад…
Любая боль – но только не забвенье.
Вечнозеленый Стикс придумали для нас!
 
– Такие «Озаренья»…
тебя лишь ослепили.
Ты исчезал, предчувствуя итог…
«Моя незаживающая рана»! Лишь строчкой «исповедаться»* я смог.
Молчанье – есть любовь…
 
– А может, пуля? Как внутри вен болела кровь!
Лайола, ведь подняться над собою,
тебе один лишь я помог!
И кто водил твоей рукою?
«Навеки твой, Рембо»*
 
– Но облака уже не плыли
по небу от тебя ко мне…
Я «Мудрость» «в замках»* постигал, Ты «Лето» проводил «в Аду».
И наши тени в вечности застыли
на полпути друг к другу – в бреду
у тех, кто не проснется после,
но станет свечку нам двоим держать во сне.
 
– Но лезвие непониманья лишь острее! Меня ты «проклял»*!
 
– «Негров»* должно проклинать.
За то, что сжег мечту и на закат повел чужие караваны.
Огонь и золото в кромешной пустоте!
Пока в песок не превратил себя ты, чужестранец…
Но я зажег Париж мечтою о тебе.
 
– «Пусть на пути к величью – невозможность»*, – твои слова?
Идти по замкнутому кругу страданий, и падений, и страстей уже недолго…
Но когда погаснут свечи – представь себе закат!
Ворота в Ад
в пустыне Солнце открывает
И всходит столь же алая Луна…
Такого никогда мне не забыть!
На севере мне мало Солнца, я не смогу здесь жить.
Скажи, когда меня на борт поднимут, чтобы отплыть
туда, где «вечность»* я назвал по имени впервые?
 
– Мой друг, «корабль»* твой давно уже не «пьян»…
По черным парусам мы сможем узнавать себя отныне
В штормах грядущего, где все предрешено…

 

-----------------------------------------------------------------------------

Мнимая беседа Поля Верлена с Артюром Рембо написана по мотивам:

Поль Верлен. «Исповедь» (автобиографическая проза),

Артюр Рембо. «Парижская оргия» (собрание сочинений)

Франсис Карко. «Верлен. Жизнь в Поэзии»,

Ж-М. Карре. «Жизнь и приключения Жана-Артюра Рембо»

«Полное затмение» (худ.фильм, реж. Агнешка Холланд)

* «Памяти моего друга». Поль Верлен (посвящение «юноше, с лицом похожим на Марсо», что впал в уныние от помолвки Поля и Матильды и завербовался на фронт, где позже был убит)

* «Исповедь». Поль Верлен («моя незаживающая рана 1871»)

* Письмо Артюра Рембо к Полю Верлену 3 июля 1873 года

* Монс. «Мои тюрьмы». «Исповедь». Поль Верлен

* Имеются в виду биографии «Проклятых поэтов», составленные Полем Верленом

* «Мои глаза закрыты для вашего света. Я – зверь. Я – негр. Но я могу быть спасен» (Артюр Рембо «Одно лето в Аду»)

* «Пусть на пути к величью - Невозможность! Все ж малого не славит мой язык!» «Меланхолия». Поль Верлен.

* «Что обрели? Вечность! Слились в ней море и солнце!» (Артюр Рембо)

* «Пьяный корабль». Артюр Рембо

 

 

 
html counter