Dixi

Литературный четверг

Архив



 

Я живу на солнечной стороне

 

 

Русская культура начала 20 века — это не только Лев Толстой, Чехов, Серов, Рахманинов, Шаляпин, Шехтель, но и северная изба, и лубок, и доходные дома, и цыганский и жестокий романс, Вяльцева и Вертинский, … вершинная культура не существует и не может быть прописана без второй, более массовой или совсем массовой.

Александр Чудаков,

«Ложится мгла на старые ступени»:

 

Этот двухтомник, подготовленный издательством «Дикси Пресс» как некий итог, отсыл к десяти годам проведения конкурсов с безыскусным названием «Новые писатели» — фантомные боли по прошедшему и утраченному времени. Волны поколений накатываются на песок времени и откатываются, исчезая. Что остается после них? От великих — великое. А от обычных, простых?

Но не поворачивается язык сказать про «солнечную сторону», что это массовая продукция.

Книги вышли из масс, но они штучны, ярки и неповторимы по своему рождению, по факту почти фантастическому — предоставить слово тем, кто захотел его сказать. И Слово было сказано и закреплено.

 

Здесь наряду с известными (какие-то ими уже были на тот момент, какие-то стали таковыми в процессе) литературными именами всё больше имен большому читательскому кругу неизвестных. Но оттого, что авторы не профессиональные литераторы, их слово не выродилось в банальное ни по подаче, ни по мысли. Да, обычные люди обычных профессий, часто никак не связанных с литературой. На солнечной стороне они оказались потому, что имели потребность сказать то, что не давало им покоя и само просилось на бумагу. Читать каждого поодиночке — эффект будет утерян, потому что только единым куском обе книги отдают то, ради чего задуманы.

… Первые впечатления — обвал мыслей, воспоминаний, образов, ситуаций, как будто вошел в заброшенное жилище опустевшей деревни — обрывки чужой жизни везде: рыжая сковородка на давно остывшей печи, брезентовый плащ на вешалке, фотографии на стене, наивные портреты хозяев на них, смотрящих в пустоту, будто чего-то ждущих, ключи на бечевке.

Срез времени, как культурный пласт в раскопках — вот зеркальце, вот обрывок бумажки с цифрами каких-то расчетов, а вот детская бесхитростная игрушка, женское украшение…

Сами по себе они просты и незатейливы, но несут в себе коды той жизни, что была и безвозвратно ушла. Кто-то и не вспомнит, а кто-то призадумается и горько усмехнется, как при виде колокольни Никольского собора, что в Калязине, мысленно охватывая нашу современную историю, истоки ее и причины. Был ли иной вариант? Никто не даст верный ответ, да и нужен ли он? Мы сейчас здесь, и такие, а тогда мы были там, и нам казалось, что все как-то не очень, а оказалось, что тогда мы были счастливы.

 

Сергей Сиденко.

Москва, 2022, апрель.

 

Скачать: https://cloud.mail.ru/public/rp7R/Q5YhFULTa

 

 
html counter