Dixi

Архив



 

Литературный четверг. Семь

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧЕТВЕРГ. СЕМЬ

 

Добрый день, господа писатели!

Думается, пришла пора завершать первый этап «четвергового» проекта.

Как это нам видится в реале? Последний день приема ваших текстов определим 1 марта 2023 года.

Потом за месяц сделаем книгу. Будет она электронной, на бумажную нет ни денег, ни возможности, да и желания (в нынешних условиях). Но веру в светлое будущее не теряем. Будет и на нашей улице праздник. Ну, или уж не будет, что тоже годится, поскольку какая-никакая, но определенность.

1 апреля 2023 года начнем второй этап.

 

То есть времени, чтобы попасть в первый этап проекта «Литературный четверг», предостаточно. Месяц мы берем на то, чтобы оформить все тексты, в том числе и рецензии. Что получится в итоге, пока не знаем. Может быть, что-то годное.

 

А пока продолжаем. Появились новые тексты, поговорим о них.

 

Сергей КАРДО

 

Андрей Китин. Рыбалка

Рассказ актуален и злободневен, — самая обсуждаемая нынче тема у нас одна. Но вот сказать, что «Рыбалка» найдет свое место в информационном потоке, несмотря на все признаки отражения кипящих в обществе настроений, пока не дочитал до конца, я не мог. Причины, на мой взгляд, следующие: излишняя скупость повествования, которая, по-видимому, должна была придать сюжету суровость, не сыграла, наоборот, она придала истории неуместную здесь репортажность или даже протокольность.

Сценка на реке передавлена, дискурс «слуг» проходного Петра Васильевича выглядит устаревшим лет на двадцать. Власть сейчас, даже на отдыхе, все-таки с народом общается в ином ключе, не так грубо и императивно. И трудно представить себе периферийного «чиновника одного из департаментов» в охранении двух хамов. К слову и «дорогой внедорожник» давно стал заезженным атрибутом чего-то нехорошего, недоброго, осуждаемого.

Другими словами, автор испытанными ходами, едва начав повествование начинает готовить читателя к худшему — дома все не слава богу, до рыбалки добрался и тут не клюет. Дорогой спиннинг слуги народа не дают опробовать. А тут еще и повестка, и женские слезы… Ходы отработаны и отполированы — героя жалко, равно как и его жену. Все это, так сказать, ожидаемо и поэтому воспринимается почти равнодушно. Но...

Автор лишь намекает, в какой стране все происходит. И в этом проявляется необыкновенная сила в общем-то клишированного, если не сказать сотканного из штампов, рассказа. В конечном итоге абсолютно без разницы, где это произошло. Это одинаково трагично у них и у нас. Это одинаково горько и больно и, по-хорошему, происходить не должно. Ведь весь ужас происходящего особенно остро чувствуется на уровне простого человека и его маленького личного мира.

Суть рассказа из-за этого умолчания становится тяжелым молотом, бьющим по сознанию, заставляющим с тревогой вглядываться в будущее...

 

Виктория Шевченко. Стихи

Оставим в стороне правила и законы поэзии, ибо здесь они вторичны. Представленные стихи скорее ментальный подстрочник, чем плод поэтического настроения. Все отодвинуто в сторону, на первом плане боль, страх, подспудное отторжение окружающего мира, непонимание и неприятие действительности, напрягаемое обязанностью быть частью общества и существовать.

Перед нами яркий автор: незащищенный, ранимый, с несомненным поэтическим даром, и дай бог ему найти гармонию в нашей действительности, и… не могу пожелать огрубеть и плюнуть на все, потому что это означает потерять себя. Сил и терпения оставаться собой.

 

 

Леонид КУЗНЕЦОВ

 

Андрей Китин. Рыбалка

Как видится, не только мне на первый взгляд показалось, что репортажность, визитная карточка Китина (советую почитать его роман «Красный фонарь») в рассказе неуместна. Настолько ничего лишнего, что даже «маловато будет». Я как-то сразу увидел фабулу рассказа сценарием короткометражки: тут же мысленно дописал диалоги, «собрал» нужные локации, офактурил персонажей. Вроде бы доделал за автора его работу…

И понял, что именно это и замыслил автор: устроить так, чтобы ситуация внешняя, книжная, литературная стала ситуацией твоей личной, зримой, нутряной. Она и стала. Я приложил ее к себе — ровно так, как сделает это любой читатель. Она не прошла мимо, зацепила, расшевелила, вывернула наизнанку. Сработал эффект документа — правда, если она правда, цепляет.

Отставленная на второй план литература не проиграла: ни один огромный красивый, но пустой текст не стоит наполненного смыслом этюда.

 

Виктория Шевченко

Стихи хороши: сделаны профессионально, технически грамотно, есть мысль, тема, правильная подача. Более подробно – попозже, есть несколько моментов, которые требуется сформулировать не наспех.

 

И еще добавлю про третий рассказ Михаила Ламма. Поставили его не как исключение, а в дополнение к двум имеющимся. Несколько новых штрихов к портрету, придающих полотну объема.

 

 

Николай САМУЙЛОВ

 

Как читатель произведений Литературных четвергов, единожды ступивший на стезю литературного критика, о чём сожалею, попробую высказаться и о сегодняшней продукции «нашего предприятия».

 

Андрей Китин. РЫБАЛКА

Рассказ небольшой, но из него можно «почерпнуть» и прочувствовать, как автор (в образе героя опуса) не любит родину, мою Россию. Нет работы — на какие «шиши» он пьёт? Ну да, взял кредит, да и заодно купил подержанную иномарку, а ещё и дорогой спиннинг! Из воспоминаний о юности видим, что и там главенствует спиртное, а не танцы под гармошку или обсуждение прочитанных книг и увиденных в сельском клубе фильмов. И почему-то одет он в «псевдовышиванку», а не в косоворотку. Видимо, просто вышиванки у тех, кто выкопал Чёрное море. А у нас тут всё — «псевдо». И почему героя убили, да ещё после Нового года? В пьяной драке, что ли?.. Да нет же — он был на войне! А на войне воины погибают. От вражеской пули. И они — герои, потому что отдали за Родину свою, пусть не совсем путную жизнь. И их посмертно награждают. Перечислять награды не буду. И супруге — вдове, и детям — сиротам окажут внимание и материально помогут.

Как читателю, мне рассказ не понравился. Какой-то фальшивый, не русский.

Я не думаю, что ЛП со мной согласится. Но это моё мнение.

 

Виктория Шевченко. СТИХИ

Небольшие стихотворения с претензией на высокий стиль. Возможно, в строительстве литературного произведения Виктория как автор не преуспела. Но картину и философию бытия нарисовала хорошо. От первой «картины» у меня прямо-таки слезу пробило. И маму свою вспомнил, и разбитые бомбёжкой кирпичные здания в посёлке Уваровка (это за Можайском, если смотреть из столицы, там фашисты оставили следы в 41-ом-42-ом). Эти дома долго стояли без капитального ремонта и пугали жителей своим видом. Я помню эти пейзажи — родился давно, мне недавно стукнуло «два топора». В стихах Виктории есть смысловой подтекст. Это стихи женщины, матери, патриота.

Спасибо, Виктория! Мы их всех одолеем!

 

Михаил Ламм. ЦЕДРА КРАСНОГО АПЕЛЬСИНА

Судя по рецензиям на предыдущие рассказы, Михаил тихо плещется в лучах… Короче, добровольно даренные нам для прочтения и размазывания по стенам произведения — небольшие, сделаны добротно. Описанные события (факты, явления) подпадают под разряд мистических, то есть фантастических. Так кто бы спорил? Сам грешен.

Рассказ «Цедра красного (или сицилийского) апельсина» как-то на мистический не тянет. Что в нём мистика? или фантастика? Копание в мозгах влюблённого в «фантом» существа в сером пальто? Да что вы говорите! Для этого не нужно мучить нобелевского лауреата профессора Беляева. Тут опытный гипнотизёр такого накопает в мозгах любого пациента!..

Мне видится, что уважаемый Михаил, случайно или специально, убрал небольшой кусочек текста, и явление Анны Владимировны стало мистическим.

А на самом деле было так…

 

«… Профессор пошёл покурить, ассистентка Катенька сделала Сергею укол и вышла следом. В фойе института она позвонила своей подруге:

— Анька, привет! Ты замуж ещё не выскочила?

— Нет ещё! Вокруг одна пьянь, наркоши да импотенты. Больно нужно!

— У меня в лаборатории есть интересный пациент. Хочет вспомнить девушку, которую видел однажды в метро в отражении вагонного окна. Помнит, что у неё чёрные волосы — как у тебя, серое пальто и синяя вязаная шапочка. И всё! Влюбился до хронической бессонницы! И очень жалеет, что не познакомился с ней. У тебя серое пальто есть? И синяя шапочка?

— Ну и?.. Нет у меня серого пальто! И шапочки тоже!..

— Анька, не нукай! Отпрашивайся у шефа и чеши ко мне в институт! Не пропадать же ценному кадру!..»

 

Дальше по тексту.

Михаил, это — шутка. Извините. 

Спасибо за рассказ.

 

Леонид КУЗНЕЦОВ

 

Николай Петрович, зря вы сожалеете. Без вас было бы пресно. Да и мыслей ваших для полноты картины, если бы их не было, нам бы не хватало, как говорил ныне покойный Владимир Вольфович, однозначно. Это раз.

А два, — я сам себе напоминаю собаку, хорошо воспитанную, впрочем. На какую из команд я сейчас реагирую? Николай Петрович, что это было: «Фас, нельзя, апорт?»

Но вы правильно все просчитали. После вашего анализа я, чтобы не вставить свои пять копеек, мимо пройти не мог.

Поехали...

 

Андрей Китин. Рыбалка

Николай Петрович, какую такую «вашу» Россию не любит автор? Очень надеюсь, что вы ничего не напутали. Россия — не ваша и не моя. Ишь! Не мне вам объяснять, кто единственный в нашей стране имеет право на ее приватизацию. А мы, все остальные, есть лишь его холопы. Нам иметь собственную Россию по статусу не положено.  

Но, дорогой Николай Петрович, я понимаю, что вы, когда грозите пальцем, делаете это не всерьез. Вы дразнитесь, как в детстве, помните: «Ленчик-пончик,
съел вагончик!»
Я, отвечая вам, должен принять игру и подразниться в ответ. В качестве ответной дразнилки вот вам стихотворение Всеволода Емелина. Называется — «Оптимистическое».

Повод есть для позитива —

Ощущает большинство,

Что по жизни перспективы

Открывает СВО.

Много граждан нарядились

В деревянные клифты́,

Но другим освободились

Социальные лифты.

Плюс исчезли либералы

Словно утренний туман,

Больше средств у них не стало

Сеять фейки и обман.

Показав своё обличье

Про спецоперацию

Часть отправилась на кичу,

А часть в эмиграцию.

Кто-то сел, а кто уехал,

Кто развеялся как дым.

Перестали быть помехой

Дарованьям молодым.

Затаились словно Познер

Те, чья совесть не чиста.

Вы, пока еще не поздно,

Занимайте их места.

Есть к чему приладить руки,

Есть куда теперь расти —

Хоть в культуре, хоть в науке,

Хоть в промышленности.

План гони на производстве

Да ВКонтакте не робей,

Славь родное руководство

И всегда ходи с бубей.

И найдет тебя награда

И поймёшь ты, что не зря

Брала русская бригада

Галицийские поля.

 

Но я-то понимаю, что кое-кто из читающих примет ваши слова всерьез. Кто другой и вправду поверит, что быть убитым за то, чтобы наш гарант мог дополнительно к ста пятидесяти миллионам россиян считать холопами еще сорок пять миллионов украинцев — это доблесть, геройство и вообще супер-пупер. Что положить на этот алтарь всё: репутацию страны, её экономику, культуру, спорт, человеческие жизни — это прямо цимес и полный ажур.

Так это неправда. И крохотный рассказик Андрея Китина, написанный внешне безыскусно, гораздо более красноречив, чем вся современная пропагандистская литература России.

 

Виктория Шевченко

Мне, похоже, появилось что добавить.

«Спасибо, Виктория! Мы их всех одолеем!» — написал Николай Петрович Самуйлов.

«Спасибо, Виктория! Мы их всех одолеем!» — эхом и я тоже.

Вот мы какие молодцы, да?

 

Даниил Хармс: «Стихи надо писать так, чтобы ими можно было как камнем разбить окно».

Франц Кафка говорил, что о его новеллы можно порезаться.

Максим Горький: «Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды».

Рискну добавить: «Стихи должны вызывать эмоции, которые рождают мысли». На афоризм не тянет, но как уж есть.

С Хармсом и Кафкой понятно, а что там с Горьким, что еще за «красиво сказанное слово правды»?

Предполагаю, что «красиво» по Горькому — не витиевато, не вычурно, не замысловато, а единственно верно. Такой образ, чтобы — о-о! Такая тонкость и точность подачи, чтобы — о-ё!

Чтобы чудо.

 

И вот мы с НПС хором одно и то же. По поводу одних и тех же стихов. Однозначно неплохих по мысли, эмоциям и подаче.

И что-то мне это совсем не нравится. Значит, что-то с этими стихами не так.

 

Ну, и про Михаила Ламма.

Злая шутка получилась у Николая Петровича. Но мне кажется, что автор это переживет. А вот то, что у Михаила уже достаточно материала, чтобы делать большой текст о мистических превращениях мечты в реальность,  объективизации этого общественного запроса как культурологического и этического феномена, неоспоримый факт.

И надо делать. На новом уровне. Не дробя на кусочки. Не возвращаясь к одному и тому же циклически, от рассказа к рассказу, а сведя наконец всё в единое полотно. Собрать этот пазл.

 

 


 

 
html counter