Dixi

Архив



За день до оглашения первых результатов

 

            — Так просто? И ты не прибегал к волшебству?

   — Единственное, к чему я прибегал, 

— так это к здравому смыслу.

В конечном итоге всегда оказывается,

что он гораздо более надежен.

Терри Пратчетт

 

 

Я думала, что нынешний конкурс будет обозревать Леонид Кузнецов. Честно говоря, мне делать это два раза подряд, учитывая опыт прошлого года, казалось несколько некорректным. Я все же необъективна, впрочем, необъективна — это мягко сказать, я чрезвычайно необъективна. И еще. Мое мнение — это даже не мнение члена жюри. Это всего лишь частное мнение, пусть и заинтересованного человека.

Но, как оказалось, это-то и хорошо. Только постарайся в своих оценках руководствоваться здравым смыслом, а не эмоциями, сказали мне.

Что ж, я постараюсь. Но если эмоции все же будут проявляться, извините. Иногда одно другому не помеха.

Начнем, как уже стало традицией, по мере поступления рассказов на конкурс.

 

Леонид ИСАЕНКО «Моя Победа»

Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Как вы начнете конкурс, так он и продолжится. Начали мы славно — спокойно, с достоинством. Крепкий добротный рассказ со смыслом на память потомкам.

Ника АВРУТ «Юнгфрау»

Отличный психологический рассказ с элементами детектива. Веронике многое подвластно. Оказалось, что и этот жанр не стал исключением. Поиски и литературные эксперименты конечно продолжаются, но с результатом весьма впечатляющим. Ни явных, ни скрытых проколов мне обнаружить не удается, хотя, по совести, подобного желания и нет. А вот явление читателю нового сильного автора есть. С чем нас всех и поздравляю.

Елена САБУРОВА «Истории со счастливым концом»

А ведь умеет Елена писать! И юмор в наличии, и образы, и ситуация схвачена, и глаз вострый. Чего же мне как читателю не хватает? Не сказать, чтобы объема, мне как раз очень симпатичны маленькие такие рассказы — побасенки. Не хватает объемности — когда финал становится ярким завершающим аккордом, все объясняющим, концентратором всего предыдущего текста. Если хотите — морали. Не нудного морализаторства, а жирной стилистической точки. И тогда я скажу: «Вау!»

Владимир ШИШИГИН «Пусик»

Отличный рассказ. Вот просто отличный, и все!

Тончайшие переливы чувств, умелое сдерживание читательской реакции, строгое соответствие выбранному тону — все рассказу на пользу. И язык, очень хороший язык. Читала и улыбалась. И снова улыбалась. Не грустно, но светло. Так хочется, чтобы этого автора оценили в конкурсе по достоинству.

Ирина АНАТОЛИ «Реальность миражей»

Хм... А ведь не прост рассказ-то, ох не прост. Не знаю, тянет ли он на шорт-лист, но впрочем, почему бы и нет? Само изложение чуть сумбурно, согласна, но ведь есть тому и объяснение — автор хотел сказать много, но при этом красиво, необычно.

Нет, это не сказка со счастливым концом и не голая мораль на пустом месте. Вот еще бы чего-нибудь у этого автора прочитать... Но не положено. А так хочется разобраться — мне и вправду показалось, что автор значительно сильнее того текста, что представила на конкурс?

Даниил ШТОЛЬЦ «Озарение»

Рассказ странный, но настоящий. Такие рассказы могут нравиться или не нравиться, но они не перестанут от этого быть кого-то пугающей, но очень достойной литературой. Впрочем, наверняка есть те, кому все перипетии конкретного сюжета просты и понятны. Се ля ви, господа. Такова жизнь. Иногда бессмысленная как подвиг.

Сергей ВИКОВСКИЙ «Теория глобального благотворного резонанса»

Прелесть! Или кто спорит? Ну, не будьте ханжами, господа читатели! Шикарный анекдот, рассказанный умно и весело. Мне такие тексты очень симпатичны.

Андрей ОБОЛЕНСКИЙ «Посмертные записки одинокого человека»

Еще один блестяще сделанный рассказ. Все в нем строго, соразмерно, точно. Классический рассказ о том, что жизнь прекрасна.

Жаль только, что имеет свойство заканчиваться. И это одновременно и грустно, и поэтично, и высоко.

Сергей СУРУДИН «Толик»

Если вы думаете, что я, книжная червя, с такими Толиками в жизни не встречалась, то зря. Встречалась. Жутковатое ощущение, озноб по коже. И ничего ведь не сделаешь — улыбнется такой Толик: скажи спасибо, что сегодня добрый... Страшно. И вроде ничего особенного автор не сделал, спокойно, порой даже излишне спокойно рассказал обычную историю. И что еще страшнее — Толиков этих в жизни на каждом шагу. Впору плакаты размешивать: «Осторожно, Толик!» Может и вправду пора?

Двумя руками за этот рассказ. Одной — потому что социально правильный, а второй — просто потому, что хороший. А то, что несколько тяжеловат стилистически, так то — авторское прочтение материала.

Андрей РАСТВОРЦЕВ «Мама»

Ну, вот вам и экзотика, будьте любезны! С ней такая штука — она может вытащить заведомо неудачный текст. Но подспудное ощущение неудовлетворенности останется. С другой стороны, если с языком и прочими литературными компонентами все в порядке, то она усилит ощущение от текста многократно. Мне показалось, что в рассказе все соразмерно, этнографии не мешает сюжет, сюжету не мешает некий мистический налет, а все вместе великолепно выдавливает из читателя радость от неминуемого хеппи-энда.

Михаил ГОРШЕНЕВ «Два необычных дня из жизни водителя Печатникова»

Была такая песенка. Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой. Правильно выстроенный рассказ о том, как важно вовремя понять, что ты нормальный человек, а не какой-то выродок. И оказывается, что нормальному человеку в нашей стране путь только в подвиг. Это, как бы сказать, смущает...

Но это — если по гамбургскому счету. А если оценивать с точки зрения обычного читателя, то рассказ и выстроен грамотно, и написан хорошо. И, как положено, в конце грусть и всякие мысли. Я бы его в шорт определила без всякого сомнения.

Валентина АНИСИМОВА-ДОРОШЕНКО «Две белые птицы»

Удивительный рассказ. В нем нет наглой обвиняющей бесцеремонности старости, в нем только мудрость опыта, который хочется впитывать, которая выше прагматизма и сильнее смерти. Почему-то вспомнилась великая Образцова времен ее последних лет жизни...

Мария «Томик»

Наверное, что-то у нас не так в этом мире, если подобные рассказы вообще появляются. А их на самом деле становится все больше. И конечно те, кому они адресованы, предпочитают их просто не читать. Но подобные рассказы необходимы. Эстетического удовольствия от их чтения ждать не приходится. Это скорее нравственная работа, которую надо непременно выполнить. Хотя бы. Может, что за этим и последует...

Инга АНДРИАНОВА «Львиная дочь»

Изящно оформленные страдания юной девы, которая мимикрирует под окружающую среду, но при этом умна и талантлива. Эстетически сделано безупречно.

Сергей КАРДО «Исход»

Мне очень понравился рассказ. Надо ли еще что-то добавлять? Не уверена. Достаточно его просто прочесть. От рассказа пахнуло настоящей русской литературой — Довлатовым, Тендряковым, Паустовским. Это и есть чтение для души.

Борис ПЕТРОВ «Угадай, где я»

Я бы тоже хотела — в Вальпараисо. И в Барселону — тоже. И на мыс Южный Горн. Что еще сказать? Бодливой корове бог рог не дал. Сижу вот, пишу эти заметки...

Безумно красиво сделано. Такая высокая ода бессмысленности. Быть или не быть — очередная вариация. Очень профессионально и от того тревожно. А вдруг и вправду сойду с ума и поеду?

Игорь КОЖУХОВ «Защитник»

Плотный рассказ. Игорь пишет хорошо, несуетно, цепляет за самое живое. Видит он все правильно, да и преподносит умело. Дай ему Бог!

100 Рожева «Передача о Москве»

Автор ищет своих героев. Вот, добралась и до архитекторов. А то, что немного странные, так это очень хорошо. Пусть будут всякие, всё на пользу делу. Пишет-то легко, смело, с хорошим юмором.

Николай САМУЙЛОВ «Краповый берет»

Немного вторично, но в целом очень неплохо. И тема правильная. И... по показаниям, снятым со статистики сайта, самый читаемый рассказ конкура. Вот так!

Валерия ВАСИЛЕВСКАЯ «Торговки»

Ох, как же это так тогда достало, что и сейчас, спустя двадцать лет, все помнится так ясно! Очень правильно делает автор, что это все вспоминает. Это — нужно. Тем более что сделан рассказ просто отлично.

ТРЕЙДЕР «Небесный полк»

По-человечески, с душой, с каким-то внутренним стержнем сделанный рассказ. Сейчас прошло уже столько времени, что та война кажется чем-то мифическим. Как-то к ней надо относиться молодым. С придыханием не получается. Зато с восхищением — да. Уж лучше с восхищением, чем с нелепой серьезностью описывать то, чему не был свидетелем и что не дай бог испытать.

Любовь БАСКОВА «Там, где кончается асфальт»

В прошлом году были «Сенечкины рассказы». И они тоже были светлыми, чистыми и смешными. Но там было столько оптимизма, а тут грусть... Конечно же, приправленная очень хорошим слогом. Но по Сенечке мы скучаем, так и знайте, Любовь! А впрочем, что уж там — рассказы ваши очень хороши.

Константин ЛЕРМОЛЬ «Смерть любит бренди»

Мне рассказ показался не совсем сделанным. Да, пообщаться со смертью, это, наверное, прикольно. Но какая-то она получилась примитивная, что ли... Даже косы у нее нет. А вот друг понравился. Цельный получился персонаж — целеустремленный такой, с собственной философией.

Валентина ПАНАСОВСКАЯ «Как по степи бескрайней»

Все-таки здорово, когда можно вот такие воспоминания оставить своим детям, и детям своих детей. Точно могу сказать — оно им надо. Оно им обязательно надо. А вместе с ними и еще кому-то. В том числе и мне. Память — хитрая штука. Помнишь ведь не только свое, есть какая-то всеобщая память, в ноосфере мы «пасемся» постоянно, черпая оттуда не только эзотерические знания, но и этические установки. А память — она, на мой взгляд, одна из самых серьезных нравственных категорий. Та самая, о которой говорят — добрая...

Ксения НЕЗГОВОРОВА «Третий шаг»

На мой взгляд, хорошо, что в конкурс приходят подобные рассказы. Молодым авторам тесно в рамках классической схемы. Все же литература — это искусство возможного с поиском новых элементов культурного дискурса. И рассказы, подобные рассматриваемому, надо бережно встраивать в общую литературную парадигму, определяя им в ней самостоятельное место, если они того заслуживают. С рассказом Ксении, на мой взгляд, произошло именно это. По-моему, вполне себе вписывается. Не сюжетно, а контекстуально.

Анна СВЕТЛОВА «История одной любви»

Сделаю все, чтобы этот рассказ попал в сборник. Он в нем просто необходим! Автору за него мое личное спасибо.

Айтан МАМЕДОВА «Москва-Берлин»

Достойный текст, к тому же, детектив. Редкая птица. Жанр сложный, так что какие-то огрехи, скорее мнимые, чем явные, можно автору и простить. А может мне показалось, и никаких огрехов в рассказе нет.

Давид ПЕКАРСКИЙ «Зажигалка»

Удивительное дело, пару лет назад я бы без всякого определила этот рассказ в шорт. А сейчас не возьмусь. Симпатичный, без сомнения. Но!! Конкурс получился настолько сильным, что уровня просто «симпатичный» для попадания в книгу может оказаться и недостаточно. Тем не менее, я Давиду желаю, чтобы он в книгу попал. Наверное, потому, что у него рассказ все же чуть более, чем симпатичный...

Александр ЮРОВЕЦКИЙ «Волшебная квартира»

Уже говорила в прошлом году, что рассказы, присланные из дальнего зарубежья, отличаются от наших. Еще одно подтверждение. Другие они, милые наши бывшие соотечественники. Спокойные, достойные, даже немного вальяжные. И рассказы у них другие. Представленный — очень крепкий литературно отточенный образчик жанра. Читать — любо-дорого! Правильный русский язык, которому может позавидовать едва ли не каждый второй литератор, изящный сюжет на самую больную и поныне тему... В общем, наслаждайтесь.

Ольга ГУБЕРНСКАЯ «Шахматная королева»

Вполне приличное эссе, приправленное хорошим литературным слогом.

Татьяна РОГОВЦЕВА «Леха»

Вот ради этого финала все это стоило и писать, и читать. Хорошо-то как!

Людмила КОЛОСОВА «Ленин»

Вот и не знаю, что сказать. И вроде бы даже хорошо стилизовано, структурно все совершенно и привязано двойным морским узлом... Но тут вдруг Ленин... Бр-р! Привидится же! Чур меня!

Игорь КОСАРКИН «Дыхание»

Рассказ о бренности человеческой жизни. Выписано, выверено, продумано, оформлено. Жесткий и умный рассказ, очень смелый и честный.

Алекс ФОКС «История о чуде»

Очень красивая история о любви. Удивительным образом все это устроено на стыке христианского смирения и языческого поклонения идолу.

Лилия ФЁДОРОВА «Незагаданные встречи. Осень»

Как пишет Лилия Фёдорова, мне нравится. Она вообще-то поэтесса, поэтому и проза у нее такая — практически верлибр. Все на нюансах, на полутонах. Получите, многоуважаемый читатель, реальность, данную вам в ощущениях. Хочешь — принимай, не нравится — не держим. Импрессионизм.

Анна МИРОШНИЧЕНКО «Фантом»

С фотографии смотрит на нас смеющаяся девушка. А рассказ и написан от имени мужчины, и сделан жестко, по-мужски. Это, конечно, эксперимент, но, на мой взгляд, вполне удачный.

Не могла избавиться от мысли, что центральная часть этой мистической истории мне что-то смутно напоминает. Потом вспомнила. В далеком детстве читала рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». Простой и бесхитростный. Тут же полезла в интернет, перечитала. Он маленький. Вот его конец.

«А когда он вырастет...  Еще не известно,  кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». Тот мальчик вырос, и что с ним потом произошло — неизвестно.

 Видимо, Анна тоже задалась вопросом: «Что происходит в этой стране с порядочными людьми, когда они вырастают?» Да уж, как оказалось, ничего хорошего...

Сергей ИСТОМИН «Земная жизнь кота с красной планеты»

А мне понравилось! И почему бы мне и не понравилось? Без сюсюканий, живенько и образно. Давно известно — лучше всего продаются как маркетинговые ходы животные и дети. Не сами, конечно, а использование их образов в той или иной рекламной кампании. Вот и здесь — вроде бы про кота, ан нет, про себя, любимого. Ну и что, вполне успешно представлен автор как человек творческий, интересный, незлобивый. Да и читать интересно.

Галина СОЛОВЬЕВА «Дарсонваль с насадкой расческа»

Среди критериев, по которым оценивается каждый конкурсный рассказ, есть такой — социальный аспект. Вот я бы безоговорочно поставила в этой графе Галине пятерку. Саму бесят расплодившиеся мошенники всех мастей. Но при этом давайте все же и остальные критерии рассмотрим. Там среди прочих — язык, образность... Как с этим?

А ведь и с этим все в порядке. Связно, толково, читать интересно, мысли сразу в голову всякие лезут, в основном правильные – как руководить государством, например... Чтобы мошенники — люди безусловно креативные, артистичные, обретались бы все больше не в нашей с вами повседневной жизни, а исключительно в голливудском кинематографе. Там за Оушеном и его бандой наблюдать весело. А вот когда бабушек обкрадывают, что-то не очень...

Ольга КРАВЧУК «Однажды ты проснешься»

Ольга, вы молодец! Говорю вам это откровенно и во всеуслышание. От стиля не ушли, но рассказ при этом не потерял в главном — он оказался очень жизнеутверждающим, уж извините за такое тяжелое и не литературное слово. Пишете вы хорошо, это безусловно ваше, непременно продолжайте!

Андрей ШАРГОРОДСКИЙ «Биологическая особенность»

Андрей, вы меня улыбнули! Кстати, на мой взгляд, вышло у вас нисколько не пошло, хотя тема скользкая. Ну, это наверное и есть признак мастерства.

Елена МИШИНА «Сводные дети»

История, в которой жизнь расставляет все по своим местам. Наши дети умнее и лучше нас. Я надеюсь это когда-нибудь сказать легко и без ревности, просто зафиксировать факт. И когда это произойдет, я буду счастлива. А сегодня я просто говорю спасибо за рассказ, хотя конечно он пока еще далек от идеала. Но есть в нем что-то настоящее...

Иван ЛЕБЕДЯНЦЕВ «Товит»

«Одиночество при постоянном наличии вокруг множества людей — вот главный парадокс современного мира. Личность атомизировалась, отделилась от общества, являясь внешне его благонадежным членом. Эта оторванность от другого — мука для человека, и вся сфера услуг направлена на то, чтобы помочь от этой муки избавиться. Сменить обстановку, квартиру, пол; упиться вином, убиться наркотиками, записаться к психоаналитику. Всю жизнь человек бежит от себя, пока не приходит к финишу, когда бежать уже становиться невозможно».

Собственно, после этой немаленькой цитаты из рассматриваемого рассказа и добавлять ничего не хочется. Вязкое ощущение собственной беспомощности и невозможности что-либо ей противопоставить. Кроме, конечно же, любви...

Оля АЛЕКСЕЕВА «А моя зима такая...»

Ребенок, умничка, пожалуйста, пиши дальше и не растеряй в себе это!

Денис ЧУБАРОВ «Человек без кулаков»

Один из самых мощнейших рассказов, присланных на конкурс. Более ничего говорить не хочу.

Александр КАЛИНИН-РУСАКОВ «Страдания и радости боцмана Сидорова»

Этакий симпатичный вариант на тему: «А вот еще было...»  Рекомендуется читать поздней хмурой осенью, когда ОРВИ и температура за 38... Несколько подобных историй, и вот уже и настроение повысилось, и температура, кажется, спала...

Евгений ТОПЧИЕВ «Лиза»

Профессионально сделанный текст, в котором все выверено до миллиметра. Мастерству автора аплодирую, тема прошла мимо... Но ведь у нас конкурс, в котором оценивается мастерство, и не в последнюю очередь. Поэтому далее помолчу. Если меня спросить – была бы я против того, чтобы рассказ попал в шорт, то нет, совсем даже не против.

Наталья ЛАНШАКОВА «Игра»

Небезуспешная попытка психологического самоанализа. Интересно, и даже более чем.

Наталья СЕДАЯ «Сердце России»

Очень странный рассказ. Я бы, если позволено, посоветовала автору выключить все свои мотивации и просто написать цикл историй из жизни. Язык-то местами просто «рвет» текст, но его искусственно гнобят, только во имя чего? А вот не надо...

Ирина ГИЛЯЗОВА «Пальто»

И правильно! И вообще! И еще налоговую на него натравить... Ишь, на святое! Не надо за нас думать, и решать за нас тоже не надо! Мы сами выбираем иконы...

Ольга ЧУБАРОВА «Баня по-черному»

Есть женщины в русских селеньях. Своим рассказом Ольга доказала, что и мужчины тоже есть. Настоящие. Подтверждаю. Есть.

Евгения ФАХУРТДИНОВА «Две тысячи»

Несколько неожиданно оценивать главы из повести, но я попробую рассмотреть то, что на поверхности. С сюжетом повременю, он пока не прочитывается, но это и не ставилось целью – сюжет. А вот язык — свежий, дерзкий, внятный, такой читается славно и просто, и цепляют не странные обороты речи (их, странных, нет), а доброе позволение отыскать вместе с автором волшебство в обыденном. Поставила себе пометочку — Евгения Фахуртдинова. Надо запомнить.

Валерий ЛЕРОВ «Не так ли?»

Мистика. Но при этом вполне приличный рассказ, как ни странно. То есть сделан по законам современной литературы, а не только мистического жанра.

Cергей БУЛГАКОВ «Жертвы кинематографа»

Реальный такой социальный боевик. Прямо весь такой реальный-реальный... В чем сила, брат? Или это откуда-то из другой оперы? Не, ребята, это именно оттуда.

А если без иронии, которой, кстати, и не было вовсе, то рассказ хоть и провокативный, но при этом абсолютно законный. Из серии — а если? А действительно — а если? Ныть или не ныть, вот в чем вопрос. Согнуться под ударами судьбы иль стоит оказать сопротивленье?

Влада Ладная «Культуропад, или интеллектоборцам посвящается»

Без комментариев. В том смысле, что прямое попадание в шорт-лист практически гарантировано. А если по каким-то причинам не в шорт (кто их знает, этих членов жюри, что у них там на уме), то в книгу — точно. Это уж я постараюсь.

Андрей РЯБОВ, Лека МАН «Избери себе друга...»

Мощно, как и все, что делает Андрей, с творчеством которого я знакома уже не первый год. И вновь, как и в прошлом году — тема-темища... И конечно ответов нет, но это и хорошо. Не в стиле Андрея давать ответы. У Галича есть такие стихи: «Не бойтесь хвалы, не бойтесь хулы, Не бойтесь мора и глада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, КАК НАДО!»

Айгуль ГАЛИАКБЕРОВА «Пластина раздора»

Так хорошо, что про врачей пишется столь качественно и без соплей. Но болеть все равно не хочется. Хочется просто читать, какие они все разные и при этом замечательные.

Алеся КШЕСИНСКАЯ «Лилии для Марты»

Немного сумбурный рассказ, но очень добрый.

Федор ЛАБУРЧЕНКО «Письма для мамы»

И никто не виноват... Удивительный рассказ. Какой стройный, выписанный, умело стилизованный! И какой силы! У меня одни восклицательные знаки.

Дмитрий ДИНЕРО «Воин»

Попытки заглянуть за горизонт приводят автора то к разговору со смертью, как в прошлом году, то к анализу фанатизма как составляющей человеческого существования — в этом. Понятно, что рассказ вроде бы о другом, но мне видится, что и об этом тоже. Может, я и не права, и это просто этюд на тему мужского самолюбования? Да нет, вовсе нет. Он значительно глубже. И начатый как разговор о человеческом предназначении, он очень быстро выходит за эти рамки. Просто каждый прочтет его так, как захочет и о том, что волнует его сейчас.

Неждана ОКРИК «Возвращение сумасбродки»

И еще один очень неплохой рассказ – внешне спокойный, намеренно отсылающий к гоголевской стилистике образца его «Вечеров...» И, похоже, нас ждет продолжение... что уже само по себе интересно.

Нина МАЗАЙ «Лошадка из дождя»

Первый рассказ об Андрюше... Значит, есть или будут еще. Такие рассказы нужны, особенно сейчас, когда так мало света в мире.

Евгения САВИЛОВА «Метаморфозы синего»

Я точно знаю, что по первой своей профессии Евгения — художник. Но это ведь понятно из рассказа. Так точно видеть цвет, чувствовать его, передавать его атмосферу — это очень сильно сделано.

 

И вот — все, господа. Все рассказы прочитаны. Осталось совсем немного, чтобы дождаться окончательного решения жюри. Я его пока не знаю, не знает никто — еще не все оценки получены и подсчитаны. Я могу сказать одно — постарайтесь, прочитав мои заметки и заметки нашего постоянного читателя, прочитав только одно (пока!) мнение члена жюри, раньше времени не предаваться эйфории или впадать в уныние. Я не зря эти заметки предварила высказыванием Терри Пратчетт.

У нас конкурс, господа! Да, победить в нем приятно. Но и проиграть — полезно. Все зависит от того, какие вы цели ставили. Покрасоваться перед читателем и собратьями по перу или принять схиму «властителя человеческих душ». Это конечно громко сказано, но верно по сути. Кто-то по результатам этого конкурса окончательно определится в выборе основного дела своей жизни. Но этот выбор совсем не напрямую зависит от результатов. Открою маленький секрет. На мой взгляд, вам всем — но каждому в отдельности, не противопоказано продолжать заниматься литераторством. У всех вас это получается. У кого лучше, у кого чуть хуже, но у всех. Точно.

Уже скоро — первые итоги. Двадцатого мая загляните на наш сайт. Я каждому совершенно искренне желаю найти свою фамилию в итоговом протоколе.

 

 

С уважением,

Маргарита Брик,

редактор издательства «Дикси Пресс», координатор конкурса

 

 

 
html counter