Dixi

Архив



Не зная броду… полезу в «воду»

 

Поэзия… Для меня поэт всегда был сродни композитору. И я искренне думаю, что между ними много общего. И в музыке, и в поэзии есть свои правила создания произведений, соблюдение которых зачастую отличает творчество дилетанта от профессионала. Тот, кто разбирается в особенностях стихосложения, способен почти сразу определить уровень автора по построению строк, рифмам, темпу и т.п. Тут, кстати, возникает интереснейшая ассоциация с… алгеброй. Математик тоже восхищается красотой и изяществом уравнений. Но я не буду продолжать заниматься аналогиями, а то можно прийти к совершенно неожиданным выводам.

Тем не менее, я скромно полагаю, что о поэзии нельзя судить только с «технической» точки зрения. Стихи должны «стрелять» точно в душу. Так, чтобы сначала ты чувствовал, насколько же они прекрасны, а лишь потом начинал искать «царапки» вроде глагольных рифм и т.п. К чему я это всё? Попробую объяснить.

Для кого пишет автор? Прежде всего, для обычного читателя, который имеет к литературе отношение не большее, чем к футболу, например. Но обсуждать футбол мы все можем… А сколько человек на заполненном сорокатысячном стадионе (не считая миллионов «диванников») чётко вспомнят, когда они сами в последний раз пинали «пятнистого друга»? Вопрос. Но это и правильно. Не думаю, что если бы Блок, скажем, читал свои стихи только своим поэтам-современникам, то это было бы очень уж здорово.

 

В общем, уважаемые авторы, дальше будут короткие рассуждения представителя «типовой целевой аудитории», к которой меня вполне можно отнести, о конкурсных произведениях. Субъективизм будет, то есть.

Первое стихотворение, сразу врезавшееся мне в память, это «Закон воронья» Алексея Дельнова. Ну вот прямо подписываюсь под каждым словом, которое бьёт словно перчатка по лицу, а каждая строчка подобна удару хлыста.

Игорь Косаркин своим стихотворением «Ещё один маленький ангел» что-то во мне перевернул. Как пронзительно, надрывно всё оно «кричит». Даже сильнее, чем стихотворение про авиакатастрофу. Да и нет, наверное, ничего в нашей жизни ужаснее…

А вот Николай Самуйлов со своим «Дождём» вызывает совершенно другие эмоции. Действительно, это не дождь, а «воздушный роман». Браво, Николай! Очень жизнеутверждающе.

Или взять короткое стихотворение Юрия Гончаренко «Брат». Профессионалы, вероятно, не найдут в нём особых изысков, но какое же оно… убойное (извиняюсь). Какая внутренняя боль! И Бог один, и синь небесная… Чего же мы их делим?

Каюсь! В силу своего дилетантизма сначала не проникся стихами Ларисы Шахбазян. А оказалось, что всё просто отлично. И с юмором, и интересно, и профессионально. «Ждёшь с тоской наступления завтра…» — это же шикарно, или «волосы, словно змеи развеваются на ветру». А то, что «Земля — филиал Преисподней»… Слов нет. Только позволю себе осторожно добавить, что фраза «А в головах один гламурный шик…» скоро может быть отнесена не только к женщинам… (Кого я обманываю? Зачастую — уже).

А какой органичный образ деревни проглядывает в стихах Валентины Пигас и Александра Дивеева. Только в одном случае он мрачный и обреченный, а в другом — милый сердцу и светлый. Деревня тоже никогда не будет такой как прежде. Это — реальное положение вещей. Но лично я предпочитаю сохранить в душе образ, запомнившийся с детства.

Традиционно много стихотворений о любви. Вечная тема… А ещё она бесконечная.

И в этой своей бесконечности любовь такая разная. Относительная или сказочная, как в стихах Катерины Драничниковой… У неё даже кукуруза влюблённая. Здорово! А может быть и наоборот, как у Бориса Красильникова. «Он ею бредил наяву» — сильно, эмоционально и грустно.

Вместе с тем радует разнообразие сюжетов. И очень даже неплохо, что есть стихи с вкраплениями фраз на английском, со ссылками на героев анимэ, посвященные королеве Марго, Сальвадору Дали, да хоть метро. Люди творят, а жизнь тоже движется вперёд.

А может быть придёт время и мы прочтём строки авторов, которых можно будет назвать «Азимовым, Беляевым, Стругацкими», да чем чёрт не шутит… «Толкиенами от поэзии». Но это, наверное, лишь глупые мысли дилетанта.

Подводя итог, отмечу несомненный положительный эффект от конкурса, хотя бы лично для себя: столько интересных/замечательных/красивых/трогательных/актуальных стихотворений за такой короткий промежуток времени я не читал со школы, да и сам попробовал наконец написать что-нибудь. Наша жизнь без творчества пресна. При этом совсем не обязательно, чтобы это творчество было нашим. Пусть оно нас окружает и вдохновляет.

И ещё… У нас модно официально цитировать: «Поэт в России больше, чем поэт…». А по факту всё немного не так. Поэтому лишний раз скажу слова благодарности организаторам конкурса. Вот их вклад в популяризацию поэзии мне очевиден. Кто знает, может быть именно здесь участвовали они, наши новые… Нет, не Пушкин, не Есенин, не Ахматова… Они у нас уже есть. А именно НОВЫЕ ПОЭТЫ. Именно большими буквами.

 

И раз уж я посмел написать о конкурсе поэзии, не имея достаточно высокой (это ещё мягко сказано) квалификации, то и закончу своими дилетантскими строчками (прямо как в голову пришли… если их не вырежут).

 

Я не могу писать стихи,

Я не умею их писать.

Но всё ж бывают в жизни дни,

Когда мне хочется сказать,

Что я живу, люблю, дышу —

Тогда сажусь я и пишу.

 

Дай Бог всем настоящим поэтам вдохновения! А остальным — приятного чтения и не бояться пробовать писать, если хочется.

 

С уважением,

Сергей Булгаков.

 
html counter